О нас

Каждый человек, становясь взрослым, хочет заняться чем-то интересным, ярким, по возможности наиболее таинственным и экстремальным. Когда появляются дети, для них хочется да, тоже интересного и яркого, но поменьше таинственности и, по возможности поменьше опасности для здоровья. Когда вырастают дети и появляются внуки, хочется чтобы они занялись чем-то развивающим их чудесные способности, преодолевающим их пагубные наследственные недуги, ну и, по возможности, приносящим престиж, победы и медали.
Сам я, начав с первого этапа в 1979 году продолжаю в том же направлении, находя там все больше интересного и ценного для себя, детей и внуков. А также для детей и внуков моих учеников.

Коротко, в нескольких фразах «история вопроса»
В студенческих поисках экстремального, мужественного, таинственного, как очень многие в то время, занялся каратэ. Очень быстро «дошли» две вещи: первое – всё гораздо глубже чем жесткие приемы и экзотические ката – это выход на пласт культуры человечества, который мы называли «Культура Пути Воина». А вторая вещь – то, с чем мы имеем дело – это очень искаженная армейско – спортивная версия средневековых стилей родом с архипелага Рюккю.
В университете ( тогда КФУ назывался «Симферопольский госуниверситет») меня учили, занявшись изучением явления, дойти до корней, или образно выражаясь, найти «откуда ноги растут». Я считаю, что хорошо учили биологи – мыслители Елямуре, Скрябин, Попов. Оказалось, что современные японские стили карате произошли при наложении на что-то национальных окинавских стилей, а они в свою очередь, при наложении на местную традицию пришедшего из южнокитайской провинции Фудзянь стиля ушу «белый журавль». Методологическая основа стиля ушу У СИН (Пять Стихий) легла в основу оформленной нами в 1984 году Школы Пяти Стихий.
Активно проникающие на территорию Советского Союза различные стили ушу в большинстве своем оказались упрощенными спортивными или узко-прикладными системами, включавших в себя смесь реальных методик традиционных стилей, гимнастических этюдов и свежепридуманных элементов. Но зерна истины там, несомненно были. Для их «взращивания» и была создана в 1989 году «Федерация восточных единоборств г. Симферополя», как некая проекция САВЕ ( Советская Ассоциация Восточных Единоборств).
Продолжая «копать вглубь», мы пытались дойти до методов лежащих в основе реально работающих систем, корневых методов.

В 2010 году была создана Федерация Традиционных Боевых Искусств.
За прошедший период мы поучаствовали в спортивных соревнованиях по ушу, кунг-фу. В разных разделах, в качестве спортсменов, тренеров, судей, организаторов. От уровня местных турниров до кубков и чемпионатов Европы и Мира. Изучали постановку занятий в Европе, Гонконге, на острове Тайвань, в шаолиньской школе кунг-фу.
Пока занималась группа энтузиастов примерно одного возраста использовались классические методики обучения. По мере расширения группы, появления возрастных подгрупп, а также появления у энтузиастов своих детей, возникла необходимость адаптации методов к особенностям возраста, местности, образа жизни.
В результате, к настоящему времени у нас сформировались три направления работы:
Первое – Оздоровительное – это укрепление здоровья, иммунитета, реабилитация, восстановление после болезней и травм. Расширение функциональных возможностей организма. Формирование «культуры движений и «цельного тела, развитие заложенных природой качеств. Возраст занимающихся – с 3 лет, верхней границы возраста в принципе нет. С этого начинают все, приходящие для регулярных занятий. К этому же приходят окончив активные тренировки спортивно-прикладного направления.

Второе – Спортивно- прикладное – тренировки и соревнования в тех разделах ушу и кунг-фу, которые предполагают состязания от местного до мирового уровня. Тренировки с целью овладения техникой самозащиты. Участие в фестивалях, показательных программах, учебно-тренировочных сборах. Возраст от 3 до 80 лет.

Третье – Традиционное – изучение традиционных стилей кунг-фу в их неадаптированном виде. Не предполагает соревнований и каких-либо массовых обучающих или демонстрационных мероприятий. Возраст 12-60 лет.

Базовые методы традиционных стилей в их адаптированном варианте являются основой для развития всех прочих жизнеспособных стилей и направлений.
Что касается обучения детей, то на лицо 2 основных стереотипа в отношении тренера к «новичкам»:
1) ребенок допущен врачами к занятиям спортом. И если на отборочном этапе занятий он не обнаруживает явных признаков того, что к намеченному сроку принесет медали и титулы, то он (она) «отсеивается» как неперспективный объект.
2) ребенок имеет ограничения по здоровью, особенности развития психики. Пусть занимается лечебной физкультурой. Попадает в группу лечебной физкультуры. Проходит курс. Заканчивает курс. И так много раз, пока не закончится терпение родителей.
Особенно интересен в этом отношении опыт традиционных стилей боевых искусств. Ведь эти стили, являясь семейными, были ориентированы на обучение своих детей. Таких, какие они есть. И если в основе спортивных и армейских направлений лежит отбор, причем не только по общему здоровью, но и по нужному психотипу и антропометрии, то в традиционных школах гарантированно воспитывают мастеров практически при любых исходных данных.
(если бы это было не так, то семейных стилей бы не существовало).

Первый этап занятий для приходящих к нам детей – это ненавязчивое привитие дисциплины, освоение базовой акробатики, навыков правильного дыхания, развитие координации, улучшение управления вниманием. А также становление естественных социальных качеств – уважение к старшим, защиты младших, умения сотрудничать, сопереживать, отвечать за свои поступки. К естественным социальным качествам в традиционных школах также относят уважение к Родине и родителям.
Дети меняются быстро, согласно характеристикам возраста строится и методика занятий.
1. дети 3- 5 лет. Тренер для них как – мама. Показывает, рассказывает, играет, хвалит. Наказывает, но не обидно и обязательно дает возможность исправить ошибку.
2. дети 5-6 лет – тренер мотивирует детей повторять базовые движения по многу раз. В обучении появляются элементы техники, обличенные в форму специфических «сказок» и игр.
3. дети 7-12 лет. Тренер для них – воспитатель – суровый, но справедливый, упражнения в соревновательном ключе. Но главное – много базовой техники. Это время формирования фундамента.
4. подростки 13- 15 лет. Тренер для них старший товарищ. Они пытаются его превзойти. Тренеру нужно быть обязательно «на 2 шага впереди»
5. юноши и девушки 16-18 лет – в это время активного становления в социуме и неуемной тяги к экстриму самая большая вероятность травм. Тренер способен повести за собой, вдохновить личным примером, изобрести много нового и интересного, но при этом остаться на фундаменте базовой техники, соблюдая технику безопасности.
Каждый из этих возрастов имеет свои характеристики – физиологические, психологические, социальные. Методика их учитывает и направлена на проявление и укрепление естественных качеств и раскрытие заложенных в человеке способностей.
Что касается нарушений здоровья, с которыми дети приступают к занятиям, то правильные тренировки вместе с выполнением специальных заданий способны решить многие проблемы. Как показала практика, даже официально зафиксированная инвалидность может быть преодолена.
Преодолев свои ограничения. Многие дети успешно проходят этап спортивных занятий, вполне успешно конкурируя с детьми, исходно не имевшими дефектов здоровья.
В спортивную часть занятий важно вовремя войти, взять все, что нужно (волевые качества, выносливость, умение преодолевать «адреналиновую нагрузку», извлекать уроки из поражений и побед) и также вовремя выйти.
В нашей федерации вполне успешно находят себя и те, кто закончи активные спортивные выступления и занялся дальнейшей реализацией своего многогранного потенциала.
С годами все больше убеждаешься, что традиционные боевые искусства – это действительно глубокий пласт культуры человечества. Что касается практической ценности, то здесь каждый может найти своё: и реабилитацию и укрепление здоровья, и самозащиту и спортивные победы и путь к самореализации. Главное заниматься правильно, регулярно и с удовольствием.
Это и есть третий этап занятий. Оказывается, что в каждого человека вложено очень много. И не нужно ничего изобретать, придумывать, представлять в попытке реализовать: читать заговоры, метаться в поисках чем бы себя улучшить и украсить. Вполне достаточно того, что с рождения есть внутри. Базовые методы раскрывают и укрепляют эти качества. А сами эти методы максимально просты.

Если вы хотите решиться на занятия в одной из секций нашей федерации сами или захотите отдать на тренировки детей – приходите смотреть и общаться. Ни текст, ни видео не дадут живого впечатления. Попробуйте позаниматься и Вы поймете – ваше это или нет. Позанимайтесь регулярно 2-3 месяца и Вы убедитесь, что тренировки направлены не на то, чтобы занять время, а на результат.

Черный С.И.